Московское областное региональное
отраслевое объединение работодателей
Федерального координационного центра
руководителей охранных структур

Круглый стол «Вопросы стандартизации в сфере охраны и безопасности»

25 марта в 11:00 в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) прошел круглый стол «Вопросы стандартизации в сфере охраны и безопасности»,  на котором присутствовал Председатель Правления РООР ФКЦ Московской области Егерев В.М.

Цель мероприятия — обсуждение вопросов развития стандартизации в сфере частной охранной деятельности и возможности создания системы взаимодействия Национальной системы стандартизации (НСС) и Системы добровольной сертификации в сфере охраны и безопасности (СДС ОБ).

https://i2.wp.com/guardinfo.online/wp-content/uploads/2021/03/DSC_5090.jpg?resize=860%2C573

Организаторы круглого стола— Комиссия ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, технический комитет по стандартизации «Антитеррористическая и охранная деятельность» (ТК 208) при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Модераторы — первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ Михаил Аничкин, председатель ТК 208 Николай Першуткин.

Напомним, что для повышения качества охранных услуг при непосредственном участии Росстандарта и Росгвардии создана система взаимодействия Национальной системы стандартизации (НСС) и Системы добровольной сертификации в сфере охраны и безопасности (СДС ОБ), которая позволяет централизованно в реестре НСС размещать сведения об охранных организациях, прошедших процедуры оценки и подтверждения соответствия требованиям национальных стандартов.

Создание подобной системы взаимодействия НСС и СДС ОБ позволяет:

— значительно повысить качество охранных услуг, в первую очередь оказываемых за счет бюджетных средств;

— стандартизировать процессы оказания охранных услуг, в том числе на объектах, к которым предъявляются особые требования по их антитеррористической защищенности;

— организовать качественное взаимодействие территориальных подразделений Росгвардии с центрами сертификации и структурами ФКЦ РОС в субъектах Российской Федерации с обеспечением действенного контроля на федеральном уровне;

— очистить рынок от так называемых дельцов от охраны, занимающихся фальсификацией оказания охранных услуг, в том числе за счет бюджетных средств.
 

 

https://i0.wp.com/guardinfo.online/wp-content/uploads/2021/03/DSC_5107.jpg?resize=860%2C573

По данным Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии на январь 2021 года на учете в подразделениях ГУЛРРиГК Росгвардии числится 18 905 частных охранных организаций, в которых трудятся 625 944 охранников, обеспечивающих охрану 1 325 933 объектов. При этом значимая доля этих объектов приходится на долю государственного заказа.

При этом закон «О частной детективной и охранной деятельности», регулирующий работу частных охранных организаций вот уже 29 лет находятся в постоянном реформировании, но, тем не менее, и по сей день далек от совершенства. Да, собственно говоря, и не может закон объять необъятное. Закон устанавливает минимальный набор обязательных для исполнения требований, который, соответственно, гарантирует заказчику минимальный уровень качества. Таким образом получается, что охранные организации, готовые предложить заказчику более высокий уровень качества, сегодня не могут это продемонстрировать – лицензия у всех одинаковая, а иные системы оценки качества отсутствуют. До сих пор нет понимания оптимальной материальной базы частных охранных организаций для оказания той или иной услуги, нет и единых взглядов на необходимый уровень качества оказания охранных услуг. В каком-то смысле нет единой, унифицированной и общепризнанной системы показателей, по которым можно оценивать оказываемые услуги, и по которой заказчик мог бы ориентироваться на рынке охранных услуг. А коррупционная составляющая, мошенничество при участии в торгах, и аукционах, связанных с государственными закупками, и рост выявленных нарушений среди организаций, их выигрывающих, вызывает серьезную озабоченность как со стороны государства, включая правоохранительные органы, так и со стороны бизнеса.


В своем выступлении Президент ФКЦ РОС Александр Козлов напомнил о серии происшествий 2017-2019 гг., связанных с охраной школ и дошкольных учреждений. Практически каждый случай был связан с нарушением частной охранной организацией профильного закона, некачественным и непрофессиональным оказанием услуг. И это еще раз доказало, что имеющегося набора лицензионных требований недостаточно, и что введение стандартов к результатам и, собственно, процессу оказания охранных услуг, является объективно актуальным и имеющим существенное значение — для самой отрасли, для заказчика и для безопасности граждан в целом.

Отрадно, что за последние десять лет в частной охранной отрасли усилились интеграционные процессы, выработались механизмы самореализации и самоконтроля. Создан комитет ТК 208, который занимается разработкой национальных стандартов частной охранной деятельности, которые планируется в первую очередь применять в области государственного заказа.

Национальные стандарты ГОСТ Р в сфере охраны и безопасности

В 2017 году принят национальный стандарт ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций» — позволяет произвести оценку охранной организации по категории «качество предоставляемых услуг».

В 2019 году принят национальный стандарт ГОСТ Р № 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования».

В 2020 году приняты:
  • национальный стандарт ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования»
  • национальный стандарт ГОСТ Р 59087-2020 «Оказание услуг, связанных с проведением стрельб и умением обращаться с оружием. Общие требования. Безопасность проведения стрельб».

Находятся в разработке проекты национальных стандартов:
  • ГОСТ Р «Обеспечение безопасности медицинских организаций. Оказание охранных услуг на объектах медицинских организаций. Общие требования»
  • ГОСТ Р «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах образовательных организаций высшего образования. Общие требования»
  • ГОСТ Р «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий. Общие требования»
  • ГОСТ Р «Оказание услуг, связанных с проведением стрельб и умением обращаться с оружием. Общие требования. Участие в проведении периодических проверок».

В Программу национальной стандартизации на 2021 год также включена разработка:
  • ГОСТ Р «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан. Общие требования»
  • ГОСТ Р «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг. Термины и определения»
  • ГОСТ Р «Детективная деятельность. Оказание услуг по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров. Общие требования»

Стандарт позволяет заполнить лакуны в цепочке «закон-постановление правительства – приказ федерального органа исполнительной власти — услуга». Без него ни один из документов этой цепочки не может описать алгоритм и содержание мероприятий, проводимых в рамках оказания охранных услуг или особенности охраны той или иной категории объектов. Да, такой алгоритм могут содержать договоры на оказание охранных услуг и прилагаемые к нему инструкции, но лишь отчасти. Необходим единый стандарт, которым будут руководствоваться и заказчик охранных услуг, и их исполнитель.

Заявленные исполнителем соответствие ГОСТу позволит юридически обоснованно определить объем и качество оказываемых услуг и определить степень виновности охраны в случае происшествия на объекте или отсутствие вины, и в этом случае заказчик охранных услуг всегда сможет быть уверен, что он получает услугу гарантированного качества.
Президент группы «Старк Безопасность» Александр Гадалов уточнил, что сделать обязательным наличие у участников конкурса на оказание охранных услуг сертификата о соответствии стандарту нельзя чтобы не ограничивать конкуренцию. Такое решение может принимать только сам заказчик. Но сертификат можно и нужно применять при проведении торгов для объективной оценки опыта и деловой репутации организации.

Генеральный директор ООО ОФ «Титан» Сергей Алексеев высказал мнение, что работу по включению стандартов в требование конкурсной документации можно проводить на уровне Антитеррористических комиссий, осуществляющих координационную деятельность на территориях субъектов РФ, работающих с территориальными органами исполнительной, в том числе и местной власти. Те, в свою очередь, смогут грамотно довести информацию до заказчика охранных услуг. Учреждения, которые действительно заинтересованы в должном уровне антитеррористической защищенности, будут также заинтересованы и в том, чтобы охранные услуги, которые оказываются на их территории, были соответствующего качества.

Заместитель начальника управления лицензионно-разрешительной работы ГУЛРРиГК Росгвардии Андрей Аванесов заметил, что включение в аукционную документацию требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, предлагаемые услуги которых не отвечают таким требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах, и в судебной практике были моменты, когда Экономическая коллегия Верховного суда посчитала, что включение государственным заказчиком национальных стандартов в конкурсную документацию законно, обоснованно и призвано повлиять на качество услуг в сторону повышения.

Исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «Стандартинформ» Константин Леонидов отметил, что законы о закупках ФЗ-44 и ФЗ-223 предусматривают обязательное использования при описании объекта закупки национальных стандартов, и, если они не используются, организация-участник должна это объяснить.

Так как организовать применение стандартов в практической деятельности?

При отсутствии фактора объективности существование технических комитетов, систем добровольной сертификации, органов сертификации, даже аккредитованных в установленном законом порядке, теряет всякий смысл и, что хуже всего, подрывает доверие к стандартам. Поэтому необходимо создать систему, при которой сертифицирующему органу было бы крайне невыгодно быть необъективным», – отметил руководитель ФКЦ РОС.

С Александром Михайловичем полностью согласился сотрудник Управления по координации антитеррористической деятельности в городе Москве Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы Юрий Рудовол, по мнению которого созданию системы, которая профессионально и объективно могла бы оценивать соответствие охранных организациям требованиям этих стандартов, надо уделить самое пристальное внимание.

По итогам мероприятия участники круглого стола приняли проект резолюции, в которой, в частности:
  • просят поддержать усилия ФКЦ РОС, Росстандарта и Росгвардии по разработке и внедрению в сферу охранных услуг национальных стандартов;
  • выражают убеждение, что широкое применение стандартов при оказании охранных услуг может стать важным механизмом повышения качества охраны объектов, в том числе, безопасность которого финансируется за счёт средств государственного и муниципального бюджета;
  • констатируют, что механизм сертификации требует серьезного совершенствования и не сможет воплотить возложенные отраслью задачи без обеспечения объективной оценки соответствия требованиям стандартов;
  • предлагают создать при Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации рабочую группу, включающую в себя представителей Росстандарта, Росгвардии, ФАС России, ФКЦ РОС, НИЦ «Безопасность», Союза ОСО, других заинтересованных профессиональных общественных объединений, которая должна до 01 октября 2021 года подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях создания системы объективной оценки соответствия требованиям ГОСТ.