Московское областное региональное
отраслевое объединение работодателей
Федерального координационного центра
руководителей охранных структур

Под лежачий камень вода не течёт…

Первая Конференция ФКЦ РОС на тему: «Выработка механизмов борьбы с демпингом и недобросовестными участниками рынка охранных услуг. Региональный опыт», состоявшаяся 9 октября 2018 г. в Астрахани, о которой мы писали ранее, стала отличной площадкой для того, чтобы вместе обсудить первые результаты работы в данном направлении, поговорить об изменениях, которые произошли с момента проведения Первого съезда ФКЦ РОС, наладить коммуникацию в новом режиме и поговорить о перспективах на будущее. Кроме того, участники встречи имели возможность задать вопросы друг другу и принять участие в общей дискуссии. Среди тем, которых касались выступающие на Конференции, особенно остро выделялись новые аспекты общей политики решения наиважнейших проблем, стоящих сегодня перед частной охранной отраслью. Так, на Конференции подробно обсуждалось, что и как нужно делать для того, чтобы у недобросовестных участников рынка желание «демпинговать» отпало в принципе. Некоторые участники соглашались – пока они делают лишь первые шаги. Но тут же добавляли – недостаток опыта вполне компенсируется стремлением к действию.

Например, генеральный директор ООО «ОА «Застава», одного из учредителей РООР ФКЦ «Сахалин», Дмитрий Зотов признался, что в деле борьбы с демпингом и недобросовестной конкуренцией, РООР ФКЦ «Сахалин» находится, «к сожалению, только в стадии самого начала работы. У нас есть огромное желание идти в ногу со временем и с нашими коллегами по охранному бизнесу. Опыт работы у нас, конечно же, не такой как, скажем, у РООР ФКЦ «Астрахань» или РООР ФКЦ «Белгород», но мы готовы применять и перенимать опыт работы как у отдельных представителей региональных объединений, так и у всего Объединения в целом. Мы рассчитываем на Вашу помощь и поддержку в развитии нашего РООР».

В своем выступлении Дмитрий Валерьевич обрисовал положение дел на рынке частных охранных услуг в Сахалинской области.

В частности, он сказал: «Одним из существенных моментов, с которыми нам приходится считаться, это значительное отличие МРОТ по Сахалинской области и МРОТ материковой части России по сравнению со многими регионами. МРОТ Сахалина примерно в 2 раза выше.

Сегодня у нас он составляет от 23000 рублей по югу Сахалина и около 30000 рублей по северной части Сахалина и Курилам. И нам совершенно непонятно, каким образом хотят соответствовать стандартам те руководители ЧОПов, которые, снижая цену, выигрывают тендеры сразу по нескольким регионам, включая Сахалин.

По итогам таких аукционов они не могут ни оформить рабочие места, ни оплатить налоги в местный бюджет. К тому же они поощряют и лоббируют местные недобросовестные ЧОПы на заключение договоров субподряда, которые на сегодняшний день, как известно, противозаконны. Страдает качество услуг. И все это в совокупности приводит к негативным последствиям в нашей отрасли. С такими, мягко говоря, подрядчиками, мы работать просто отказывается, а ЧОПы-однодневки готовы за копейки забрать такие субподряды, так как их не заботит ни правовая, ни юридическая, ни материальная сторона их действий.

Мы регулярно участвуем в аукционах и также теряем объекты и прибыль из-за демпинга недобросовестных конкурентов. И для выявления и устранения таких «торгашей» рычагов, основанных на законных основаниях, нет. Каждое контролирующее или надзорное ведомство старается отмахнуться или отписаться в ответ на наши обращения.

Но есть в нашей работе и положительные моменты. Например, постоянная работа с заказчиками в плане пояснения последствий выбора самых дешевых ЧОПов. Один из недавних примеров — проведенные переговоры с руководством ПАО «Сбербанк», одним из крупнейших заказчиков охранных услуг. Итогом беседы стало разделение закупки отдельно по регионам.  Вот с помощью таких крупных заказчиков мы и ориентируем на себя остальных контрагентов» — заключил Дмитрий Валерьевич.

В свою очередь Председатель правления РООР ФКЦ «Тула» Александр Петров в своем выступлении в целом описал ситуацию, сложившуюся на рынке охранных услуг при проведении закупочных процедур за счет средств государственного и муниципального бюджета в Тульском регионе. В частности, он рассказал о разработанной методике расчета минимальной стоимости услуг по охране, учитывающей все аспекты трудового и налогового законодательства, а также ознакомил участников с итогами работы круглого стола на тему: «Ценообразование по госконтрактам на охранные услуги», состоявшегося в Туле 11 июля т.г., а именно с принятой Резолюцией и произошедшими после этого изменениями в жизни охранного сообщества.

По словам Александра Николаевича, при Министерстве финансов Тульской области создана рабочая группа по совершенствованию процесса закупок охранных услуг, результатом работы которой стал постепенный переход от системы закупок в форме электронных аукционов, где основным и единственным критерием отбора была предлагаемая участниками цена, к открытым конкурсам, при проведении которых учитывается не только цена, но и опыт работы участника, его деловая репутация и оснащенность дополнительными средствами охраны, позволяющими более качественно выполнять поставленные задачи.

Он также рассказал о выработанных и переданных государственным заказчикам методических рекомендациях, позволяющих всесторонне оценить качество выполняемых на объектах работ по обеспечению охраны.

Все эти меры направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией и так называемыми «блуждающими» ЧОПами, ставящими своей задачей извлечение сиюминутной прибыли в ущерб качеству оказываемых услуг и наносящих удар по имиджу всей отрасли.

На конкретном примере тульского ЧОП Александр Николаевич показал, как действуют недобросовестные поставщики охранных услуг, демпингующие на территории не только своего региона, но и на территории других, в том числе, отдаленных регионов. В конце своего выступления он предложил собравшимся комплексные меры совместной борьбы с подобными проявлениями демпинга в отрасли.

Были среди участников Конференции и те, у кого в данном вопросе к настоящему времени опыт накоплен весьма значительный.

Так, генеральный директор ООО ЧОП «РусИнкасОхрана», Председатель правления Ассоциации негосударственных структур безопасности «Правопорядок СК», председатель комиссия по развитию частной охранной деятельности Совета регионального Ставропольского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Анатолий Сапичев  рассказал, что в рамках реализации плана работы по борьбе с демпингом (недобросовестной конкуренцией) на 2018 г., Ассоциацией негосударственных структур безопасности «Правопорядок СК» и Ставропольским региональным отраслевым объединением  работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур 01 июня 2018 г. было заключено трехстороннее соглашение с Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае.

Одним из направлений взаимодействия является соблюдение работодателями охранной отрасли трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По словам Анатолия Николаевича, Ассоциацией и Объединением работодателей ведется постоянный мониторинг государственных закупок по выявлению охранных предприятий, выигрывающих тендеры по демпинговым ценам, по ценам финансово необоснованным, имеющим признаки оплаты труда ниже федерального (регионального) МРОТ.

В рамках данного соглашения в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае было направлено заявление с указанием охранных организаций, у которых имеются признаки того, что руководители охранных предприятий не выполняют требования трудового и налогового законодательства, уклоняются от оформления трудового договора (или же надлежащего оформления трудового договора) или заключают фиктивные трудовые договора, регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем.

В рамках поведения контрольно-надзорных мероприятий, проведённых Государственной инспекции труда в Ставропольском крае, в организациях, осуществляющих деятельность по охране объектов на территории Ставропольского края, выявлен факт привлечения 88 работников охранных предприятий к работе в отсутствии надлежащим образом заключенных трудовых договоров.

К руководителям и юридическим лицам, виновным в совершении нарушения трудового законодательства, применены меры административного воздействия, а информация о выявленных нарушениях направлена в Управление ФНС  и Росгвардии по Ставропольскому краю для принятия мер в соответствии с их компетенцией.

«Как показали первые результаты проверки, охранные предприятия, осуществляющие услуги по демпинговым ценам, все без исключения так или иначе нарушают трудовое и налоговое законодательство. В рамках оказания услуг по государственным контрактам предприятиями-демпингёрами, можно сделать вывод о недобросовестной конкуренции с их стороны, а это уже повод для обращения в органы Прокуратуры и Антимонопольную службу» — заключил Анатолий Николаевич.

Председатель РООООР ФКЦ РОС в Амурской области Андрей Иванов предельно кратко, но при этом емко и понятно доложил об опыте работы у себя в регионе.

В частности, Андрей Владимирович рассказал, что Объединением заключены соглашения по взаимодействию с трудовой инспекцией и уполномоченным по правам предпринимательства области. В результате взаимодействия с УФАС области пришло общее понимание проблемы и наметились пути решения проблем при проведении торгов. Так, к примеру, «главное звено» в цепочке предприятий-демпингеров — ООО ЧОП «Ермак Охрана» — уже занесено в реестр недобросовестных поставщиков.

В перспективе – налаживание связей с Аппаратом Губернатора области и рядом министерств, в первую очередь, Минобрнауки.

Вместе с тем, Андрей Владимирович признался, что, к сожалению, Прокуратура и УФНС области идут на контакт очень трудно.

Объединение делает все возможное для того, чтобы Общественной палатой Амурской области, признавая существующую проблему ценообразования при оказании частными охранными организациями услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов, одобрила к использованию  «Методику расчета минимальной стоимости услуг по охране» .

В заключение своего выступления Андрей Владимирович особо подчеркнул , что если не будет изменений в законодательной базе по охранной деятельности, то, по крайней мере, в Амурской области, по его мнению, все попытки «выбелить» отрасль будут сродни «борьбе с ветряными мельницами».

За внесение изменений в законодательство выступал и президент Межрегиональной Ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА», учредитель ООО «ЧОП «Кипсей» Николай Дружинин.

По мнению Николая Кондратьевича, «на протяжении длительного времени охранное сообщество сталкивалось с различными проблемами, которые, в основном, были порождением административных методов управления, недобросовестной конкуренции, чрезмерной «зарегулированностью».

Неслучайно одним из направлений по противодействию «фальсификации» охранных услуг Николай Кондратьевич называет оказание содействия Прокуратуре по контролю за соблюдением законности в сфере охранных услуг.

«Здесь логика проста», — говорит Николай Кондратьевич, — «Правонарушения в охранной сфере подпадают под действие Административного кодекса. В соответствии с действующим законодательством, руководители охранных организаций обязаны оказывать содействие в обеспечении правопорядка.     Прокуратура, осуществляя надзор за соблюдением законодательства, контролирует исполнение законов в охранной сфере, соблюдение трудового, налогового законодательства, соблюдение прав наемных работников, в нашем случае, частных охранников.  На основании вышеизложенного считаю необходимым обратится к представителям регионов, выступить с инициативами в региональные прокуратуры о содействии по соблюдению законодательства, регламентирующего охранную сферу. Практика показывает, что Прокуратура заинтересована в работе по пресечению правонарушений, и здесь очень важно согласовать организационную форму совместной работы. Очевидно, что со стороны представителей охранного сообщества необходимы разумные предложения, основанные не на позиции продвижения коммерческих интересов, т.е. лоббирования каких-либо привилегий для своего предприятия, но на позиции утверждения законности в работе охранных организаций. Ранее мы имели опыт оказания содействия органам внутренних дел как в пресечении правонарушений, так и в раскрытии преступлений, проводился анализ этой работы, велась статистика, определялись наиболее перспективные формы, методы по обеспечению правопорядка. Сегодня данный опыт необходимо использовать для пресечения нарушений законности в охранной отрасли, для защиты организаций, использующих государственный подход в предоставлении охранных услуг».

Николай Кондратьевич, как и другие участники Конференции, считает, что наиболее труднопреодолимой угрозой, «вирусом» сегодня является демпинг охранных услуг, и добавляет, что это явление порождено самой частной охранной отраслью. «Вирус» демпинга все более захватывает рынок охранных услуг и в некоторых регионах составляет от 50% до 60%. И, чтобы что-либо изменить, необходимо неустанно нарабатывать практику, создавать прецеденты на различных площадках сотрудничества с надзорными государственными структурами, органами государственности власти и управления».

«Руководители охранных организаций проявляют инициативу, предлагают формы, методы противодействия демпингу. Примеры есть в г. Ставрополе, г. Перми, г. Астрахане, г. Уфе. Но взаимодействие с трудовыми инспекциями, антимонопольными и налоговыми службами, органами власти и управления – это только начало работы» — заметил Николай Кондратьевич.

Председатель РООР КЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, генеральный директор Охранной фирмы «ТИТАН» Сергей Алексеев, высказываясь по обсуждаемому вопросу, начал свое выступление на позитивной ноте.

Сергей Фёдорович рассказал, что в регионе создан Координационный Совет при Правительстве Санкт-Петербурга по взаимодействию со структурами негосударственной сферы безопасности, в который входят представители на уровне руководителей Комитетов Правительства Санкт-Петербурга, охранных организаций, НОУ, Объединения работодателей, Профсоюза. «Состоялось два заседания. Объединением работодателей сделаны предложения по совершенствованию процесса госзакупок в сфере охраны, которые основаны на строгом соблюдении законодательства», — говорит Сергей Фёдорович, — «Предложения были поддержаны Комитетом по законности, правопорядку и безопасности, ЦЛРР, «здоровой» частью охранного сообщества. И, правда пока без особого энтузиазма, представителями комитетов, осуществляющих госзакупки. Проведены переговоры с заместителем руководителя государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу. Достигнута договоренность о заключении соглашения и определены основные принципы совместной работы по противодействию недобросовестному демпингу».

Вместе с тем, Сергей Фёдорович не мог не обратить внимание присутствующих на такие проявления недобросовестной конкуренции, как операторы охранных услуг и коррупцию, которые, к сожалению, имеют место как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области.

Один из примеров — охранная организация – микропредприятие общей численностью 9 человек. По словам Сергея Фёдоровича, на 2018 год ею заключено 79 договоров по охране объектов, финансируемых за счёт государственного и муниципального бюджета, на общую сумму 18 561 794 рублей. Пункт 7 лицензии не открыт. Среди объектов: образование, здравоохранение, объекты транспортной инфраструктуры.

Стоимость договоров в буквальном смысле поражает воображение и даже вызывает некоторую зависть. Пультовая охрана и физическая охрана – около 6 млн. руб.; обеспечение канала связи – 99 тыс. руб.; вызов полиции – 96,7 тыс. руб.; смс-оповещение – 327 тыс. руб.; пультовая охрана – 2 353 768 руб.

Есть ли возможность бороться с такими «везунчиками»? Сергей Фёдорович полагает, что да.

«Среди методов противодействия, кроме привлечения органов власти, полагаю целесообразным и крайне важным такой инструмент как гласность», — сказал Сергей Фёдорович, — «Считаю необходимым освещение деятельности охранных организаций в СМИ, в сети Интернет. Равно как и освещение нашей деятельности на сайте ФКЦ РОС и региональных сайтах. Необходимо ведение реестра охранных организаций с информированием о материально-технической базе, количестве охраняемых объектов и другой информации. Приветствуется размещение видеосюжетов, а также иных информационных материалов, могущих заинтересовать потенциальных клиентов», — заключил он.

Словом, повторюсь, что как на самой Конференции, так и в кулуарах, главной темой для обсуждения была и остается борьба за очищение отрасли. Как верно замечено буквально всеми участниками, для успешного противодействия демпингу и недобросовестной конкуренции необходима совместная работа и максимально полное сближение всех добросовестных участников рынка охранных услуг, а практика такого рода встреч говорит о том, что сегодня рынок охранных услуг медленно, но верно выходит на новый уровень развития в этой сфере. Под лежачий камень вода, как известно, не течёт… И справедливость этих слов как нельзя ясно ощущалась на протяжении всего рабочего дня Конференции.

 

Дарья Подчезерцева, ГардИнфо